О применении лекарственных растений, важности понимания народной мудрости траволечения и использования многовекового опыта укрепления и сохранения здоровья, монашке Гильдегарде, княжеской дочери Евпраксии Мстиславне, папирусе Эберса и о многом другом, я уже писал, на страницах своих блогов, здесь http://znakharus.blog.ru/ и здесь http://travnikblog.ru/ и на других (http://znakhar.wordpress.com/ , http://znakharus.blog.ru/ и http://travnik.ucoz.net/ ) - по немного!
Не нахожу более весомой и авторитетной аргументации ценности и важности, простого и всеобщедоступного, исконно единственного, способа лечения, укрепления, поддержания на должном уровне и сохранения своего здоровья.
Надо отдать должное читателям страниц моих блогов, которые не остались равнодушными, и в своих комментариях к моим постам, высказывали свое видение данной проблемы, которая их тоже беспокоит и волнует, интересна им не меньше моего, и они тоже многое чего знают, понимают и не просто умеют, а даже обучались традиционным методам, искусству целительства и мастерству - у известных мастеров (см. Простая методика самоисцеления на http://travnikblog.ru/ ).
Но, как видите там далее в комментарии, не все склонны к альтруизму, жертвованию своего личного времени и средств, другие не решаются сказать что-то важное, у третьих иная причина.
Как пишет одна из читательниц, в комментариях к "Простая методика самоисцеления": - “Я…училась… у мастера, правда сама несклонна к альтруизму, и поэтому лечить всех не получается. Для того чтобы помогать всем, нужно любить людей, а я не очень… особенно когда они…. Поэтому простые вещи, убрать головную, зубную боль, нормализовать давление, какие-то фурункулы и прочие вещи вылечить, а так же повысить потенцию у мужчины (если виновата психологическая причина), я могу, но только…. А вот браться за лечение онкологии, как мой учитель, я не берусь.
А что касается возможности научиться этому, то это может любой.… нужно желание и терпение.”
И, так далее.
Хотите продолжение дискуссии - заходите на http://travnikblog.ru/ .
А сейчас, в продолжение вышеизложенной мною мысли, у меня такая пора
боязни жертвования прошла, точнее сказать, я ее никогда не испытывал, и не имею “в себе” ничего плохого к людям вообще, более того к читателям страниц моих блогов.
Поэтому, и если даст Бог здоровье, возможности и время (!), - буду делиться своими познаниями в этой “темной”, для понимания некоторых области, рецептами, простыми оздоровительными методиками и некоторыми элементами народного целительства.
И все же, прежде, чем вести разговор о народной мудрости траволечения, использования для этого дикорастущих трав и “одомашненных” растений многовековом опыте целительства, стоит заметить, что использование человеком растений, уходит в такую глубокую давнину, что следы разумного использования человеком растений с такой целью, как лечебное питание, собственно лечение, косметика - теряются во времени!
Рассказы о применении растений, при том, что они в древние времена сопровождались нарочитой таинственностью, а предлагаемые рецепты порой были на грани мистики и фантастики по своему составу, находят не только историки, но и археологи.
В некоторых старинных рецептах использовались десятки компонентов растительного, животного и минерального происхождения. В других рецептах, которым придавалась особая важность, присутствовали серебро, золото, и даже мелко истолченные драгоценные камни.
Но наряду с такими удивительными «прописями», сохранилось немало полезных рецептов,
настоящих шедевров, основанных на высочайшей народной изобретательности, мудрейшей
наблюдательности и практике применения.
Вот, к примеру, шалфей. Он, уже в те далекие времена, пользовался особой популярностью и значительно выделялся среди других растений. Потому, уже в «Кентерберийских рассказах» великого английского поэта Джеффри Чосера, повествуется: “Пьют зелия, настойки и шалфей»,- в одном из рассказов, описывающих “курс лечения” пострадавшего в рыцарском турнире.
Там же у Чосера, монастырский капеллан, перечисляя лекарственные травы, называет среди прочих полынь, чистотел, мяту и ромашки цвет.
Задолго до этого, в Италии, в городе Салерно, уже в IX веке, сложилось сообщество медиков, или корпорация, как их тогда называли, которые занимались лечением растениями, и уделяли этому большое внимание.
А уже к началу XIV века, один из прославленных врачей и философов средневековья Арнольд из Виллановы изложил в стихотворной форме, своеобразное правило-устав, кредо Салернской школы.
В этом тексте, который известен под названием «Салернского кодекса здоровья», упомянуто уже десятки полезных растений.
Они были широко описаны, и разносторонне применялись врачевателями этой школы.
Еще раньше, о чем свидетельствует папирус Эберса, датируемый XVII столетием
до новой эры, существовала «Книга приготовления лекарств для всех частей тела».
В которой приведены рецепты средств против внутренних и наружных болезней, и что очень
примечательно, эта книга содержит немало косметических рецептов и советов.
В тексте папируса, имеется особый раздел, который называется «Начальная книга превращения старых в молодых».
И раздел, «Как избавиться от неприятных признаков старости», где уже рекомендуются паровые маски, ванны, компрессы, массаж, бани, с многочисленными рецептами из различных растений и минералов.
Если не отделять косметологию от траволечения, то Египтяне, вклад в косметологию, народную медицину и траволечение, внесли раньше других, и бытовой грим был им известен 5 тисяч лет назад, а окрашенные седые волосы в черный цвет – кровью черных животных, сохранились на мумиях, до сих пор, не утратив своего цвета.
И уже в те древние времена, масла, припарки и мази для питания кожи и защиты ее от солнца, изготовленные на основе воловьего и овечьего жира, миндального, кунжутного, касторового и оливкового масел, использовались повсеместно.
Известен беспрецедентный случай.
В период царствования фараона Рамзеса III 1204-1173 гг до н. э. строители некрополя в Фивах, судя по всему, впервые в истории объявили забастовку в связи с отсутствием таких мазей и масел.
Целебные свойства растений были известны и нашим предкам.
Несомненно, это сказалось и на развитии знаний о лекарственных растениях.
Большим авторитетом врачевателя того времени пользовался врач князя Владимира,
о чём свидетельствует, дошедший до наших дней, замечательный «Изборник Святослава» (1073 г.), где описаны наиболее полезные лекарственные травы - «зелья».
В библиотеке Медичи в Италии был обнаружен медицинский трактат, относящийся к византийскому периоду, автором которого была Евпраксия, дочь русского князя Мстислава Владимировича.
Она усердно занималась изучением целебных свойств различных трав и растений и применением их в лечении.
Ее книга «Мази» - самое первое на Руси руководство, дошедшее до наших дней, по применению лекарственных растений - содержала разнообразные сведения по использованию мазей, состоящих из бараньего жира и измельченных трав, а также многие лечебные советы.
Уже в 1581 г. была открыта первая аптека, которая ведала заготовкой лекарственных трав, а в 1620 г. учрежден специальный Аптекарский приказ. В обязанности приказа входило наблюдение за «аптечными огородами», где разводились лекарственные растения, составлением травников, а также поиски новых «лечебных произрастаний».
За ними снаряжались специальные экспедиции Аптечного приказа на поиски не «заморских диковинок», а нужных лекарственных растений.
Один из создателей научного акушерства и фитотерапии, ботаник и фармацевт Н. А. Амбодик-Максимович, в своей работе «Врачебное веществославие или описание целительных растений, в пищу и лекарства употребляемых», писал: «Врачебное употребление растений не только врачам, но и любопытным лицам известно, ибо премногие наилучшие, безопаснейшие и самые действенные лекарства, равно как и самая лучшая и здоровая пища, из растений приготовляются».
Н. В. Гоголь, путешествуя и исследуя, глубоко изучал этнографию, географию, статистику и ботанику.
При этом он делал подробные заметки о лекарственных растениях, применяемых в различных губерниях. Так был создан «Лекарственный арзамасский травник» и «Травник симбирский».
Неоценимо значимы для нас потомков, четыре гоголевские тетради, сшитые из почтовой
бумаги, без переплета. А ценны они тем, что, основное место в них отведено выпискам о
растениях, в том числе о лекарственных содержащих описание всех известных тогда целебных трав.
Пристрастия Н. В. Гоголя к изучению лекарственных трав проясняет небольшая
заметка, опубликованная 13 февраля 1976 г. в еженедельнике «Книжное обозрение». Из которой следует вывод, что пристрастие великого писателя к целительству не случайно, и скорее всего закономерность - дружбы с врачем Михаилом Яковлевичем Трохимовским.
Это, М. Я. Трохимовским была предложена травяная настойка, которую с успехом применяли для лечения желудка.
Известная под названием «трохимовка», эта настойка вошла в медицину,
и долгие годы успешно применялась. М.Я. Трохимовский, родился в 1730 году на
Украине. После учебы в Киевской духовной академии переехал в Петербург, окончил медицинскую школу при Петербургском генеральном госпитале. Получив звание врача, долгие годы находился на военной службе. Свой досуг он посвящал изучению особенностей целебных трав. В 1772 году была издана книга М. Я. Трохимовского «Рассуждения о растениях в Крымской степи полковым лекарем усмотренных» - является одной из первых фармакологических книг.
С 1782 года и до последних дней своей жизни он работал врачом Миргородского уезда…».
Примечательно и то, что, не имея представления о бактериях и антисептиках, люди уже в глубокой древности пользовались растениями, которые обладали антимикробными свойствами.
Хмель, кстати, широко применяемый в хлебопечении и пивоварении. Лишь со временем стало известно, что он препятствует загрязнению бродящей массы посторонней микрофлорой. Так сказать, направляет процесс брожения, в нужное русло, по правильному типу. Хотя, зачастую, вместо хмеля или одновременно с ним в пивоварении достаточно часто, применяли листья рябины, кориандра, багульника болотного, ромашку римскую, вахту трехлистную и медуницу.
Из старинных рецептов, мы узнаем, что такими же свойствами обладают полынь и душица которые “сообщают пиву, кроме приятного запаха и крепости, способность храниться более обыкновенного”.
Ещё одна категория экспериментаторов – травников, не может быть не отмечена, это – охотники!
Охотники вынуждены были пользоваться различными травами и растениями, чтобы предотвратить порчу дичи. Для этого они клали травы в брюшную полость убитого животного, обкладывали его листьями растений, посыпали семенами растений и готовили рассолы на основе отваров из трав.
В Германии, например, мясо дичи, натирали свежими листьями эстрагона. Не обходились без помощи растений и при хранении плодов. Так, с этой целью в прошлом широко применяли как консервирующее средство тимьян обыкновенный. И таких примеров великое множество.
Мы имеем возможность использовать многочисленные сведения о растениях, оставленные нашими предками, по которым можно судить о реалистическом восприятии ими природы. Применение растительных средств в народной медицине и в быту подтверждено, как мы видим, многовековым опытом и в большинстве случаев не потеряло своего значения и теперь. Изучение лекарственных растений продолжалось в течение многих столетий. Способность растений, убивать простейшие и многие микроорганизмы отмечалась рядом ученых. Но долго никто не мог дать научного объяснения этому явлению.
Сегодня уже многое хорошо известно, возможно, что не всё, потому как, всё новые и новые рецепты, сочетания трав и растений, способы, методики и схемы их применения, используются для лечения серьезных, порою неизлечимых болезней. Многие, авторитетные травники, и известные фитотерапевты, утверждают, что будущее за фитотерапией и разумным народным траволечением.
На сегодняшний день, лекарственные растения в народной медицине используются как в свежем виде так и высушенные. Применяют внутрь и наружно. В разных случаях, в зависимости от назначения употребляют как одно растение, так и смеси.
Действие смеси объясняется более благоприятным и эффективным, сложным воздействием на организм человека активных составляющих частей различных растений.
Лекарственные растения применяются в различных лекарственных формах.
Из свежих и высушенных лекарственных растений в домашних условиях приготовляют отвары, водные настои и спиртовые настойки, мази, бальзамы, порошки, и многое другое.
Для приготовления отваров растения измельчают и помещают в керамическую, эмалированную или стеклянную посуду, заливают сырой водой, настаивают полтора-два часа, затем накрывают крышкой и кипятят на легком огне 20-30 минут при частом помешивании. Далее настаивают до остывания, отцеживают, отжимают и фильтруют через марлю. Необходимо отметить, что отвары по сравнению с настоями всасываются организмом медленнее и действуют более продолжительное время, но некоторые вещества в них при длительном нагревании выше определенных температур, могут улетучиваться или разрушаться. Некоторые отвары могут содержать больше посторонних веществ, которые ослабляют влияние основных лекарственных веществ и потому иногда оказывают нежелательное действие на организм человека, поэтому не все растения могут употребляться в виде отваров. Например, полыни применяются лишь в виде водных настоев и спиртовых настоек, так как при кипячении, ее отвар приобретает рвотное свойство.
Настои являются более чистыми лекарственными формами, и всасываются они легче, оказывая более быстрое и сильное действие. Водные настои приготовляют холодным или горячим способами.
При холодном способе измельченные части растений заливают холодной кипяченой отстоянной водой и настаивают в течение нескольких часов, затем настой отфильтровывают через марлю и употребляют.
При горячем способе измельченные части растений заливают кипятком и ставят на 15-20 минут для настаивания, на плиту или горячую печь, не доводя до кипения, за исключением случаев, когда настой выдерживают на водяной бане, или «парят» в горячей духовке или печи несколько часов.
После чего, настой отцеживают и фильтруют.
Общепринятым соотношением, при изготовлении настоев и отваров для внутреннего употребления считают одну столовую - 20 гр лек. сырья с "горкой", 15 гр без "горки", 10 гр - одна десертная или 2 чайных ложки сухого измельченного сырья, на стакан холодной воды или кипятка - 200 мл, или 1-4 столовые ложки на литр. Но в случае использования сильнодействующих растений, берут менее чайной ложки, сырья на стакан воды, и эту часть сырья, при использовании сильнодействующих и ядовитых растений, заливают 30-50 частями воды, а при употреблении весьма сильно действующих и ядовитых растений берут даже 1 часть растений на 100-200 частей воды.
Настои и отвары, готовятся ежедневно, так как они быстро портятся, особенно в тепле. Допускается хранение в прохладном месте не более 2-3 суток.
Для наружного применения используют более крепкие настои и отвары, и применяют для обмываний, ванн, примочек и компрессов.
Мази готовят из экстрактов (сгущенных отваров), настоек, свежего сока и измельчённых частей растений - порошков, растирая с жирами и маслами - вазелином, ланолином, свиным салом, сливочным и растительным маслом. Соотношение приготовления одна часть растения на четыре части основы.
Свежий сок, хранят добавив 20% - 50% спирта, дозируют так, как и настойки.
Настойки имеют более выраженный эффект и сильнее действие, которые и употребляются в небольших дозах в виде капель, от одной двух, до 25-30 на 50-100 мл холодной кипяченой воды.
Для приготовления спиртовых настоек берут весовую часть сухого измельченного сырья и такое количество спирта, при котором необходимо получить 20% или 25%, соответственно 20 гр. и 25 гр. сырья и 100 мл спирта.
При домашнем изготовлении, измельченные растения в стеклянной посуде, заливают 70° спиртом или водкой и настаивают в теплом темном месте, в течение одной двух недель.
Затем сливают, отжимают остаток растений и фильтруют. Приготовленные настойки должны быть прозрачными и иметь запах и вкус настаиваемого растения.
Экстракты из растений изготавливают, простым сгущением отваров в горячей печи.
Порошки изготавливаются измельчением (толчение в ступке), сухого сырья, до превращения его в муку.
Хранят порошки длительно, в закрытой стеклянной посуде.
Лекарственные растения и их смеси, не заменяют химпрепаратов, но являются естественными природными медикаментами и обладают свойством могучего многостороннего комплексного воздействия на организм человека и широкое использование их как дополнение к другим лечебным препаратам намного увеличивает и расширяет возможности воздействия на организм больного. В лекарственных растениях, практическая официальная медицина видит эффективные и доступные терапевтические средства.
Современные медики, травники и целители из народа, проявляют большой интерес к лекарственным травам. Но, чтобы использовать в полной мере заложенные в них действующие и активные начала, необходимо употреблять их правильно и хорошо знать.
Необходимо учитывать, что среди растений имеется много сильнодействующих и ядовитых.
Поэтому лечение лекарственными растениями должно проходить под постоянным врачебным контролем. И лишь общеупотребительные и широко распространенные, вполне безвредные растения могут самостоятельно применяться. Это те растения, которые продаются в аптеках, употребляются в пищу, обычные овощные и плодово-ягодные растения.
Необходимо учитывать, что особенностью лекарственных растений является то; что только при длительном применении проявляется их положительное лечебное действие, и употреблять их следует не менее месяца-двух, делая небольшие перерывы.
Лекарственные растения по сравнению с другими лечебными средствами имеют большие преимущества, это их широкая распространенность, минимальная цена и доступность, высокая лечебная эффективность. Особенно при использовании свежеприготовленных, многостороннее действие на организм человека вследствие наличия у одного и того же растения нескольких лечебных свойств, так как многие растения обладают комплексным лечебным действием, влияя непосредственно на функции организма.
Так, настойка пустырника, которая широко представлена в рецептах, и на страницах моих блогов, хорошо действует при некоторых сердечных заболеваниях, гипертонии и в то же время сильно успокаивает нервную систему, превосходя действие настойки валерьяны в несколько (!) раз. Кукурузные рыльца являются желчегонным, мочегонным и даже кровоостанавливающим средством, связанных с понижением протромбина, а также как успокаивающие боль, а переваренные с медом, при туберкулезе легких и сердечных отеках. Эхинацея, цикорий, лапчатка прямостоячая (калган, казацкий женьшень), сельдерей, алоэ оказывают разнообразное влияние на организм человека: они улучшают его общее состояние, тонизируют, поднимают работоспособность, повышают иммунитет и аппетит, улучшают функции кишечника и влияют на процессы обмена веществ в организме и на его нервную систему.
Владимир Минн.
Підписатися на:
Дописати коментарі (Atom)
Немає коментарів:
Дописати коментар